Новоявленные общественные объединения предлагают предпринимателям решить их проблемы за определенную мзду

В последнее время в Палату стали обращаться предприниматели с просьбой разъяснить правомерность действий неустановленных  лиц, которые вынуждают заключать с ними договора на  платной основе. Действуя от имени общественных организаций или частных фирм, они якобы гарантируют бизнес-субъектам защиту прав и положительное решение проблемных вопросов с госорганами. В случае отказа злоумышленники угрожают устроить предпринимателям бесконечные проверки со стороны контрольно-надзорных органов.

Один из тех, к кому они наведались, индивидуальный предприниматель Мурат Омаров, владелец шымкентского торгового дома сантехники «Тайфун». В его магазин пришли люди, которые, не представившись, стали фотографировать выставленную на витрине продукцию.  После расспросов выяснилось, что пришедшие  представляют общественное объединение по защите прав потребителей «Адала». После чего «гости» стали предъявлять претензии к вывескам на товарах, где якобы отсутствовала характеристика предлагаемой продукции. На что хозяин магазина ответил, что для этого в магазине есть консультанты, которые при необходимости дают полную информацию о представленной сантехнике. В ход пошли замечания об отсутствии вывески с графиком работы торгового дома, что это якобы является нарушением прав потребителей. Новоявленные гости  всяческим путем пытались заключить платные договора с предпринимателем на оказание своих услуг. В случае отказа обещали обратиться в управление по защите прав потребителей  с жалобой на обнаруженные в магазине нарушения. Гости предложили за определенную мзду оградить их от проверок и штрафа. Хозяин «Тайфуна» отказался, после чего через несколько дней он получил уведомление от управления по защите прав потребителей Энбекшинского района г. Шымкент о предстоящей внеплановой проверке. Проверка, кстати, была зарегистрирована  в органах правовой статистики и специальным учетам.  

Хозяин магазина Мурат Омаров обратился в Палату предпринимателей ЮКО за защитой прав.

«Изучив доводы предпринимателя, мы пришли к мнению, что внеплановая проверка СЭС - неправомерна, - комментирует  эксперт ПП ЮКО Азилхан Жаримбетов. – Тем более что накануне на большом совещании в областной прокуратуре прокурор области во всеуслышание потребовал запретить регистрацию проверок по обращениям третьих лиц. Обращения должны быть исключительно от тех людей, чьи права были нарушены. В данном случае нет пострадавшего потребителя. Общественное объединение является  третьим лицом, но никак не пострадавшим».

Эксперты Палаты обратились в управление комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по ЮКО с просьбой дать оценку правомерности действий общественного объединения. После чего управление  отменило проверку, посчитав ее необоснованной.

Кстати, в прошлом году в Палату предпринимателей уже поступали подобные жалобы. В продуктовые магазины города Кентау, Байдибекского и Сайрамском районов приходили люди, которые представлялись сотрудниками Южно-Казахстанского общественного объединения по защите прав потребителей. После проведения проверки сроков годности продуктов они всяческим путем пытались заключить платные договора с предпринимателями на оказание своих услуг. Сотрудники Палаты, изучив суть этих договоров, установили, что никакой помощи от данного общественного объединения  предприниматели фактически не получили. По данному договору предприниматель должен платить энную сумму денег неизвестно кому и за что. Объектами обмана злоумышленников были хозяева магазинов, маленьких торговых будок, салонов и т. д., одним словом, малый бизнес. Мошенники наверняка  рассчитывали на низкий уровень правовой грамотности сельских предпринимателей.

Палата предпринимателей просит граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц быть бдительными и  в подобных случаях сообщать об этом в Палату или в органы прокуратуры.